ЕГЭ по истории. Подборка документов
Хрущев
55. Из статьи.
«Провозглашение
[им] курса на коммунизм как непосредственную, практически исполнимую
в исторически реальный двадцатилетний срок задачу является одним
из узловых моментов его десятилетней эпохи. Почему [он] решился на
обещание, от которого в общем-то уклонились и В.И. Ленин, и И.В. Сталин,
– на лозунг: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»?
Что означал этот курс и почему он был принят?
Прежде
всего сказалось «головокружение от успехов». Первые же меры по материальному
стимулированию, по развитию товарного производства, по децентрализации
экономики по линии совнархозов, по ослаблению идеологического контроля
в науке и искусстве, репрессий в жизни общества – принесли несомненные
и ощутимые положительные результаты, в том числе и чисто экономические.
Произошли
изменения и в положении самого [руководителя]. Разгромлен второй
эшелон сталинской системы в лице Молотова, Маленкова, Кагановича
и других (первым эшелоном был Берия и его группа). Сосредоточена вся
власть в руках лично [руководителя], устранен Жуков… Думаю, что ему очень
импонировала идея облагодетельствовать и осчастливить народ».
1.
Назовите
советского руководителя, политике которого посвящен данный
текст. Укажите годы, в которые он возглавлял коммунистическую партию.
Какое название в истории нашей страны получил период его нахождения
у власти?
2.
Какие
объяснения даёт автор статьи факту провозглашения советским руководителем
курса, о котором идёт речь в тексте? Приведите не менее трёх объяснений.
3.
На
основе знаний по истории приведите не менее двух примеров негативных
последствий для советской системы курса, о провозглашении которого
говорится в тексте.
91.
Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного
руководства СССР Г.И. Воронова.
«Всё
это готовилось примерно год... Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил
против каждой фамилии «плюсы» (кто готов поддержать его в борьбе...) и
«минусы». Каждого индивидуально обрабатывали...
Сегодня понимаешь: целью <его> смешения
было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда,
а захват власти, чтобы свернуть с этого курса...
Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка
общая: вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей
во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую.
Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства,
направления его ошибок, а когда надо, его замены.
Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда ещё
были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, <он> и мы, люди его
окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились,
чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований
народ.
За этот половинчатый демократизм, не закреплённый
к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе
и <ему> пришлось поплатиться».
1.
Укажите название
периода, о котором идёт речь, год, когда состоялся названный в тексте
Пленум, фамилию руководителя СССР, против которого были направлены
решения Пленума.
2.
На основе текста
и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в
тексте Пленум. Кто готовил это решение Пленума и почему? Почему Пленум
принял его
3.
Как автор относится
к решению Пленума? Укажите не менее двух причин, названных автором
для объяснения своего отношения к этому решению.
94. «В
настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку
жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано
вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна
роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции,
в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране.
Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное
значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том,
как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился
на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных
принципов, партийной демократии, революционной законности.
В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к
чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет
партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической
партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)
Сталину были совершенно чужды ленинские черты:
проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать
их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них
воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский
метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на
путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на
путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные
органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские
законы.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол
других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и
нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и
даже озлобление».
1.
В каком году был
сделан данный доклад? Назовите фамилию и должность докладчика в это
время.
2.
Используя
текст, укажите не менее трёх обвинений, предъявляемых И.В. Сталину
как руководителю государства.
3.
Укажите не
менее трёх последствий данного доклада для страны и международных отношений.
111.Из Послания руководителя СССР президенту
США.
«Уважаемый
г-н президент.
Я с большим удовлетворением ознакомился с
Вашим ответом г-ну Рану о том, чтобы принять меры, исключить соприкосновение
наших судов и тем самым избежать непоправимых роковых последствий.
Этот разумный шаг с Вашей стороны укрепляет меня в том, что Вы проявляете
заботу о сохранении мира, что я отмечаю с удовлетворением.
Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно.
Все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему
правительству оценивать Ваши действия, которые выражаются в том,
что Вы окружили военными базами Советский Союз, расположили военные
базы буквально вокруг нашей страны. Разместили там своё ракетное вооружение.
Это не является секретом. Американские ответственные деятели демонстративно
об этом заявляют. <…>
Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит
она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединённых Штатов
Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживаются
и поглядывают один на другого. Вы что же считаете, что Вы имеете
право требовать безопасности для своей страны и удаления того оружия,
которое Вы называете наступательным, а за нами этого права не признаёте.
Вы ведь расположили ракетное разрушительное
оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально
под боком у нас. Как же согласуется тогда признание наших равных в военном
отношении возможностей с подобными неравными отношениями между
нашими великими государствами. Это никак невозможно согласовать.
Поэтому я вношу предложение: мы согласны вывезти
те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами.
Согласны это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши
представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны,
учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут
свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой
нужен срок для вас и для нас, чтобы это осуществить. И после этого доверенные
лица Совета Безопасности ООН могли бы проконтролировать на месте выполнение
взятых обязательств».
1.
Укажите
год, когда было составлено данное Послание. Назовите автора Послания.
Назовите президента США, которому оно было адресовано.
2.
Укажите
одно любое обстоятельство, которое, по мнению автора Послания, угрожает
безопасности СССР. Почему автор Послания считает неспра- ведливым
требование президента США? В чём, согласно данному отрывку, состоит
предложение автора Послания по разрешению кризиса в отношениях
между СССР и США?
3.
Приведите
любые три факта, положения, характеризующие отношения СССР в период
руководства страной автора данного Послания со странами, избравшими
социалистический путь развития.
97.Прочтите отрывок из доклада
политического деятеля.
«События развивались в быстром темпе.
Американское командование привело в полную боевую готовность все
свои вооружённые силы, включая войска, находящиеся в Европе, а также
шестой флот, находящийся в Средиземном море, и седьмой флот, базирующийся
в районе Тайваня. Только для нападения на Кубу было выделено несколько
парашютно-десантных, пехотных и бронетанковых дивизий, насчитывавших
около 100 тысяч военнослужащих. Кроме того, к берегам Кубы было выдвинуто
183 корабля, на борту которых находилось 85 тысяч моряков.
В полную боевую готовность были
приведены и войска союзников США по НАТО в Европе.
В результате этих агрессивных
шагов Правительства США над миром нависла угроза термоядерной войны.
Перед лицом таких усиленных военных
приготовлений мы со своей стороны вынуждены были провести соответствующие
мероприятия. Советское правительство поручило министру обороны
СССР привести в состояние полной боевой готовности всю армию Советского
Союза, и прежде всего советские ракетные войска межконтинентального
и стратегического назначения, зенитно-ракетную оборону страны и
истребительную авиацию ПВО, стратегическую авиацию, военно-морские
силы. Наш подводный флот, в том числе и атомный, занял указанные ему позиции.
Вооружённые силы стран Варшавского пакта также были приведены в полную
боевую готовность.
В этих условиях, если бы та или
другая сторона не проявила сдержанности, не сделала бы всего, что
нужно для предотвращения развития войны, последовал бы взрыв с непоправимыми
последствиями. <...>
Требовались немедленные действия,
чтобы предотвратить нападение на Кубу и сохранить мир. Президенту
США было направлено послание, которое подсказывало взаимоприемлемое
решение. В этот момент было ещё не поздно погасить начавший тлеть фитиль
войны. Направляя это послание, мы учитывали, что и в посланиях самого
Президента были выражены тревога и стремление найти выход из создавшегося
положения.
Так, коротко говоря, было достигнуто
взаимоприемлемое решение, означавшее победу разума, успех дела
мира».
1.
Укажите десятилетие, когда происходили события, о которых
идёт речь в документе. Под каким названием вошли в историю эти события?
Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем
СССР в период, когда происходили эти события.
2.
Какие действия стран - участниц событий, названные
в документе, поставили мир перед «угрозой термоядерной войны»? Укажите
любые три действия.
3.
Привлекая исторические знания, укажите не
менее трёх обязательств, взятых на себя странами - участницами событий,
которые позволили выйти из сложившейся ситуации.
96. Прочтите отрывок из информации
Генерального прокурора СССР Н. Трубина.
«Накануне событий по Центральному
радио и в печати было объявлено о повышении в стране с 1 июня (...)
розничных цен на мясо-молочные продукты. Оно совпало с мероприятиями
администрации электровозостроительного завода имени Будённого по
снижению расценок за оплату труда рабочих. Всё это послужило поводом
к стихийной забастовке 1 июня (...) рабочих завода, которая вылилась
в многочисленный митинг.
Утром 2 июня многотысячная масса
людей, в том числе женщины и дети, колонной направились в город... чтобы
выразить свои требования и освободить содержащихся в городском отделении
милиции лиц, задержанных накануне в районе завода. С целью воспрепятствовать
движению колонны по указанию Плиева командир танковой части ...полковник
Михеев к утру 2 июня сконцентрировал на мосту через реку Тузлов подчинённый
личный состав с 9-10 танками и несколькими бронетранспортёрами. Прибывшие
к мосту люди проигнорировали требование командования части прекратить
шествие и двинулись дальше в город...
Одновременно у горотделов милиции
и КГБ также собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила
охранявших здания военнослужащих 505-го полка внутренних войск и предприняла
активную попытку ворваться в отдел милиции через выбитые окна и двери
с целью освободить задержанных граждан. Из толпы раздавались призывы
захватить оружие. Одному из погромщиков удалось вырвать из рук рядового
Репкина автомат, и из захваченного оружия он пытался открыть огонь
по военнослужащим. Опередив его, военнослужащий Азизов произвёл
несколько выстрелов и убил его. При этом были убиты ещё четыре лица из
числа нападавших, другие погромщики получили ранения. Более 30 погромщиков,
ворвавшихся в коридоры и во двор горотдела милиции, были задержаны
и водворены в изолятор. Солдатами и офицерами внутренних войск
были изгнаны погромщики из здания Госбанка, куда они сумели проникнуть
на непродолжительное время».
1.
Назовите
место, где состоялись описанные в тексте события. Укажите год, когда
произошли описанные события. Укажите фамилию руководителя СССР в
период, когда состоялись описанные события.
2.
Используя
текст, укажите три причины описанных в тексте массовых выступлений.
3.
Укажите
не менее трёх причин кризиса сельского хозяйства, последствием которого
стала ситуация, описанная в первом предложении отрывка.
Материалы скопированы с сайта https://hist-ege.sdamgia.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий