Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 19 мая 2020 г.


ЕГЭ по истории. Подборка документов
Хрущев
55. Из ста­тьи.
«Про­воз­гла­ше­ние [им] курса на ком­му­низм как не­по­сред­ствен­ную, прак­ти­че­ски ис­пол­ни­мую в ис­то­ри­че­ски ре­аль­ный два­дца­ти­лет­ний срок за­да­чу яв­ля­ет­ся одним из уз­ло­вых мо­мен­тов его де­ся­ти­лет­ней эпохи. По­че­му [он] ре­шил­ся на обе­ща­ние, от ко­то­ро­го в общем-то укло­ни­лись и В.И. Ленин, и И.В. Ста­лин, – на ло­зунг: «Ны­неш­нее по­ко­ле­ние со­вет­ских людей будет жить при ком­му­низ­ме»? Что озна­чал этот курс и по­че­му он был при­нят?
Пре­жде всего ска­за­лось «го­ло­во­кру­же­ние от успе­хов». Пер­вые же меры по ма­те­ри­аль­но­му сти­му­ли­ро­ва­нию, по раз­ви­тию то­вар­но­го про­из­вод­ства, по де­цен­тра­ли­за­ции эко­но­ми­ки по линии сов­нар­хо­зов, по ослаб­ле­нию идео­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля в науке и ис­кус­стве, ре­прес­сий в жизни об­ще­ства – при­нес­ли не­со­мнен­ные и ощу­ти­мые по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты, в том числе и чисто эко­но­ми­че­ские.
Про­изо­шли из­ме­не­ния и в по­ло­же­нии са­мо­го [ру­ко­во­ди­те­ля]. Раз­гром­лен вто­рой эше­лон ста­лин­ской си­сте­мы в лице Мо­ло­то­ва, Ма­лен­ко­ва, Ка­га­но­ви­ча и дру­гих (пер­вым эше­ло­ном был Берия и его груп­па). Со­сре­до­то­че­на вся власть в руках лично [ру­ко­во­ди­те­ля], устра­нен Жуков… Думаю, что ему очень им­по­ни­ро­ва­ла идея обла­го­де­тель­ство­вать и осчаст­ли­вить народ».
1.                  На­зо­ви­те со­вет­ско­го ру­ко­во­ди­те­ля, по­ли­ти­ке ко­то­ро­го по­свя­щен дан­ный текст. Ука­жи­те годы, в ко­то­рые он воз­глав­лял ком­му­ни­сти­че­скую пар­тию. Какое на­зва­ние в ис­то­рии нашей стра­ны по­лу­чил пе­ри­од его на­хож­де­ния у вла­сти?
2.                  Какие объ­яс­не­ния даёт автор ста­тьи факту про­воз­гла­ше­ния со­вет­ским ру­ко­во­ди­те­лем курса, о ко­то­ром идёт речь в тек­сте? При­ве­ди­те не менее трёх объ­яс­не­ний.
3.                  На ос­но­ве зна­ний по ис­то­рии при­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров не­га­тив­ных по­след­ствий для со­вет­ской си­сте­мы курса, о про­воз­гла­ше­нии ко­то­ро­го го­во­рит­ся в тек­сте.

91. Из вос­по­ми­на­ний пред­ста­ви­те­ля выс­ше­го пар­тий­но-го­су­дар­ствен­но­го ру­ко­вод­ства СССР Г.И. Во­ро­но­ва.
«Всё это го­то­ви­лось при­мер­но год... Сам Бреж­нев в спис­ке чле­нов ЦК ста­вил про­тив каж­дой фа­ми­лии «плюсы» (кто готов под­дер­жать его в борь­бе...) и «ми­ну­сы». Каж­до­го ин­ди­ви­ду­аль­но об­ра­ба­ты­ва­ли...
Се­год­ня по­ни­ма­ешь: целью <его> сме­ше­ния было не ис­прав­ле­ние оши­бок, не более точ­ное сле­до­ва­ние курсу XX съез­да, а за­хват вла­сти, чтобы свер­нуть с этого курса...
Мо­ти­вы у участ­ни­ков Пле­ну­ма были раз­ные, а ошиб­ка общая: вме­сто того чтобы ис­пра­вить ошиб­ки одной яркой лич­но­сти, сто­яв­шей во главе пар­тии, мы сде­ла­ли став­ку на дру­гую лич­ность куда менее яркую. По­доб­ные ошиб­ки не­из­беж­ны, когда нет ме­ха­низ­ма кри­ти­ки ру­ко­вод­ства, на­прав­ле­ния его оши­бок, а когда надо, его за­ме­ны.
Беда в том, что опыт, на­вы­ки де­мо­кра­тии тогда ещё были слабы. Пы­та­ясь пре­одо­леть груз про­шло­го, <он> и мы, люди его окру­же­ния, были в зна­чи­тель­ной мере про­дук­том того про­шло­го и не по­за­бо­ти­лись, чтобы, рас­ши­ряя рамки де­мо­кра­тии, вклю­чить в про­цесс пре­об­ра­зо­ва­ний народ.
За этот по­ло­вин­ча­тый де­мо­кра­тизм, не за­креплённый к тому же ни­ка­ки­ми по­ли­ти­че­ски­ми га­ран­ти­я­ми, всем нам, в том числе и <ему> при­ш­лось по­пла­тить­ся».
1.                  Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да, о ко­то­ром идёт речь, год, когда со­сто­ял­ся на­зван­ный в тек­сте Пле­нум, фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР, про­тив ко­то­ро­го были на­прав­ле­ны ре­ше­ния Пле­ну­ма.
2.                  На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии ука­жи­те, какой ос­нов­ной во­прос решил на­зван­ный в тек­сте Пле­нум. Кто го­то­вил это ре­ше­ние Пле­ну­ма и по­че­му? По­че­му Пле­нум при­нял его
3.                  Как автор от­но­сит­ся к ре­ше­нию Пле­ну­ма? Ука­жи­те не менее двух при­чин, на­зван­ных ав­то­ром для объ­яс­не­ния сво­е­го от­но­ше­ния к этому ре­ше­нию.


94. «В на­сто­я­щем до­кла­де не ста­вит­ся за­да­ча дать все­сто­рон­нюю оцен­ку жизни и де­я­тель­но­сти Ста­ли­на. О за­слу­гах Ста­ли­на при его жизни на­пи­са­но впол­не до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство книг, бро­шюр, ис­сле­до­ва­ний. Об­ще­из­вест­на роль Ста­ли­на в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции, в граж­дан­ской войне, в борь­бе за по­стро­е­ние со­ци­а­лиз­ма в нашей стра­не. Это всем хо­ро­шо из­вест­но. Сей­час речь идёт о во­про­се, име­ю­щем огром­ное зна­че­ние и для на­сто­я­ще­го, и для бу­ду­ще­го пар­тии, - речь идёт о том, как по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся культ лич­но­сти Ста­ли­на, ко­то­рый пре­вра­тил­ся на опре­делённом этапе в ис­точ­ник це­ло­го ряда из­вра­ще­ний пар­тий­ных прин­ци­пов, пар­тий­ной де­мо­кра­тии, ре­во­лю­ци­он­ной за­кон­но­сти.
В связи с тем, что не все ещё пред­став­ля­ют себе, к чему на прак­ти­ке при­во­дил культ лич­но­сти, (...) Цен­траль­ный ко­ми­тет пар­тии счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­ло­жить XX съез­ду Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Со­вет­ско­го Союза ма­те­ри­а­лы по этому во­про­су. (...)
Ста­ли­ну были со­вер­шен­но чужды ле­нин­ские черты: про­во­дить тер­пе­ли­вую ра­бо­ту с лю­дь­ми, упор­но и кро­пот­ли­во вос­пи­ты­вать их, уметь по­ве­сти за собой людей не путём при­нуж­де­ния, а ока­зы­вая на них воз­дей­ствие всем кол­лек­ти­вом с идей­ных по­зи­ций. Он от­бра­сы­вал ле­нин­ский метод убеж­де­ния и вос­пи­та­ния; пе­ре­хо­дил с по­зи­ций идей­ной борь­бы на путь ад­ми­ни­стра­тив­но­го по­дав­ле­ния, на путь мас­со­вых ре­прес­сий, на путь тер­ро­ра. Он дей­ство­вал всё шире и на­стой­чи­вее через ка­ра­тель­ные ор­га­ны, часто на­ру­шая при этом все су­ще­ству­ю­щие нормы мо­ра­ли и со­вет­ские за­ко­ны.
Про­из­вол од­но­го лица по­ощ­рял и до­пус­кал про­из­вол дру­гих лиц. Мас­со­вые аре­сты и ссыл­ки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нор­маль­но­го след­ствия по­рож­да­ли не­уве­рен­ность, вы­зы­ва­ли страх и даже озлоб­ле­ние».
1.                  В каком году был сде­лан дан­ный до­клад? На­зо­ви­те фа­ми­лию и долж­ность до­клад­чи­ка в это время.
2.                  Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те не менее трёх об­ви­не­ний, предъ­яв­ля­е­мых И.В. Ста­ли­ну как ру­ко­во­ди­те­лю го­су­дар­ства.
3.                  Ука­жи­те не менее трёх по­след­ствий дан­но­го до­кла­да для стра­ны и меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний.

111.Из По­сла­ния ру­ко­во­ди­те­ля СССР пре­зи­ден­ту США.
 «Ува­жа­е­мый г-н пре­зи­дент.
Я с боль­шим удо­вле­тво­ре­ни­ем озна­ко­мил­ся с Вашим от­ве­том г-ну Рану о том, чтобы при­нять меры, ис­клю­чить со­при­кос­но­ве­ние наших судов и тем самым из­бе­жать не­по­пра­ви­мых ро­ко­вых по­след­ствий. Этот ра­зум­ный шаг с Вашей сто­ро­ны укреп­ля­ет меня в том, что Вы про­яв­ля­е­те за­бо­ту о со­хра­не­нии мира, что я от­ме­чаю с удо­вле­тво­ре­ни­ем.
Вы хо­ти­те обез­опа­сить свою стра­ну, и это по­нят­но. Все стра­ны хотят себя обез­опа­сить. Но как же нам, Со­вет­ско­му Союзу, на­ше­му пра­ви­тель­ству оце­ни­вать Ваши дей­ствия, ко­то­рые вы­ра­жа­ют­ся в том, что Вы окру­жи­ли во­ен­ны­ми ба­за­ми Со­вет­ский Союз, рас­по­ло­жи­ли во­ен­ные базы бук­валь­но во­круг нашей стра­ны. Раз­ме­сти­ли там своё ра­кет­ное во­ору­же­ние. Это не яв­ля­ет­ся сек­ре­том. Аме­ри­кан­ские от­вет­ствен­ные де­я­те­ли де­мон­стра­тив­но об этом за­яв­ля­ют. <…>
Вас бес­по­ко­ит Куба. Вы го­во­ри­те, что бес­по­ко­ит она по­то­му, что на­хо­дит­ся на рас­сто­я­нии от бе­ре­гов Со­единённых Шта­тов Аме­ри­ки 90 миль по морю. Но ведь Тур­ция рядом с нами, наши ча­со­вые про­ха­жи­ва­ют­ся и по­гля­ды­ва­ют один на дру­го­го. Вы что же счи­та­е­те, что Вы име­е­те право тре­бо­вать без­опас­но­сти для своей стра­ны и уда­ле­ния того ору­жия, ко­то­рое Вы на­зы­ва­е­те на­сту­па­тель­ным, а за нами этого права не приз­наёте.
Вы ведь рас­по­ло­жи­ли ра­кет­ное раз­ру­ши­тель­ное ору­жие, ко­то­рое Вы на­зы­ва­е­те на­сту­па­тель­ным, в Тур­ции, бук­валь­но под боком у нас. Как же со­гла­су­ет­ся тогда при­зна­ние наших рав­ных в во­ен­ном от­но­ше­нии воз­мож­но­стей с по­доб­ны­ми не­рав­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми между на­ши­ми ве­ли­ки­ми го­су­дар­ства­ми. Это никак не­воз­мож­но со­гла­со­вать.
По­это­му я вношу пред­ло­же­ние: мы со­глас­ны вы­вез­ти те сред­ства с Кубы, ко­то­рые Вы счи­та­е­те на­сту­па­тель­ны­ми сред­ства­ми. Со­глас­ны это осу­ще­ствить и за­явить в ООН об этом обя­за­тель­стве. Ваши пред­ста­ви­те­ли сде­ла­ют за­яв­ле­ние о том, что США, со своей сто­ро­ны, учи­ты­вая бес­по­кой­ство и оза­бо­чен­ность Со­вет­ско­го го­су­дар­ства, вы­ве­зут свои ана­ло­гич­ные сред­ства из Тур­ции. Да­вай­те до­го­во­рим­ся, какой нужен срок для вас и для нас, чтобы это осу­ще­ствить. И после этого до­ве­рен­ные лица Со­ве­та Без­опас­но­сти ООН могли бы про­кон­тро­ли­ро­вать на месте вы­пол­не­ние взя­тых обя­за­тельств».
1.                  Ука­жи­те год, когда было со­став­ле­но дан­ное По­сла­ние. На­зо­ви­те ав­то­ра По­сла­ния. На­зо­ви­те пре­зи­ден­та США, ко­то­ро­му оно было ад­ре­со­ва­но.
2.                  Ука­жи­те одно любое об­сто­я­тель­ство, ко­то­рое, по мне­нию ав­то­ра По­сла­ния, угро­жа­ет без­опас­но­сти СССР. По­че­му автор По­сла­ния счи­та­ет не­спра- вед­ли­вым тре­бо­ва­ние пре­зи­ден­та США? В чём, со­глас­но дан­но­му от­рыв­ку, со­сто­ит пред­ло­же­ние ав­то­ра По­сла­ния по раз­ре­ше­нию кри­зи­са в от­но­ше­ни­ях между СССР и США?
3.                  При­ве­ди­те любые три факта, по­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие от­но­ше­ния СССР в пе­ри­од ру­ко­вод­ства стра­ной ав­то­ра дан­но­го По­сла­ния со стра­на­ми, из­брав­ши­ми со­ци­а­ли­сти­че­ский путь раз­ви­тия.


97.Про­чти­те от­ры­вок из до­кла­да по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля.
 «Со­бы­тия раз­ви­ва­лись в быст­ром темпе. Аме­ри­кан­ское ко­ман­до­ва­ние при­ве­ло в пол­ную бо­е­вую го­тов­ность все свои во­оружённые силы, вклю­чая вой­ска, на­хо­дя­щи­е­ся в Ев­ро­пе, а также ше­стой флот, на­хо­дя­щий­ся в Сре­ди­зем­ном море, и седь­мой флот, ба­зи­ру­ю­щий­ся в рай­о­не Тай­ва­ня. Толь­ко для на­па­де­ния на Кубу было вы­де­ле­но не­сколь­ко па­ра­шют­но-де­сант­ных, пе­хот­ных и бро­не­тан­ко­вых ди­ви­зий, на­счи­ты­вав­ших около 100 тысяч во­ен­но­слу­жа­щих. Кроме того, к бе­ре­гам Кубы было вы­дви­ну­то 183 ко­раб­ля, на борту ко­то­рых на­хо­ди­лось 85 тысяч мо­ря­ков.
В пол­ную бо­е­вую го­тов­ность были при­ве­де­ны и вой­ска со­юз­ни­ков США по НАТО в Ев­ро­пе.
В ре­зуль­та­те этих агрес­сив­ных шагов Пра­ви­тель­ства США над миром на­вис­ла угро­за тер­мо­ядер­ной войны.
Перед лицом таких уси­лен­ных во­ен­ных при­го­тов­ле­ний мы со своей сто­ро­ны вы­нуж­де­ны были про­ве­сти со­от­вет­ству­ю­щие ме­ро­при­я­тия. Со­вет­ское пра­ви­тель­ство по­ру­чи­ло ми­ни­стру обо­ро­ны СССР при­ве­сти в со­сто­я­ние пол­ной бо­е­вой го­тов­но­сти всю армию Со­вет­ско­го Союза, и пре­жде всего со­вет­ские ра­кет­ные вой­ска меж­кон­ти­нен­таль­но­го и стра­те­ги­че­ско­го на­зна­че­ния, зе­нит­но-ра­кет­ную обо­ро­ну стра­ны и ис­тре­би­тель­ную авиа­цию ПВО, стра­те­ги­че­скую авиа­цию, во­ен­но-мор­ские силы. Наш под­вод­ный флот, в том числе и атом­ный, занял ука­зан­ные ему по­зи­ции. Во­оружённые силы стран Вар­шав­ско­го пакта также были при­ве­де­ны в пол­ную бо­е­вую го­тов­ность.
В этих усло­ви­ях, если бы та или дру­гая сто­ро­на не про­яви­ла сдер­жан­но­сти, не сде­ла­ла бы всего, что нужно для пре­дот­вра­ще­ния раз­ви­тия войны, по­сле­до­вал бы взрыв с не­по­пра­ви­мы­ми по­след­стви­я­ми. <...>
Тре­бо­ва­лись не­мед­лен­ные дей­ствия, чтобы пре­дот­вра­тить на­па­де­ние на Кубу и со­хра­нить мир. Пре­зи­ден­ту США было на­прав­ле­но по­сла­ние, ко­то­рое под­ска­зы­ва­ло вза­и­мо­при­ем­ле­мое ре­ше­ние. В этот мо­мент было ещё не позд­но по­га­сить на­чав­ший тлеть фи­тиль войны. На­прав­ляя это по­сла­ние, мы учи­ты­ва­ли, что и в по­сла­ни­ях са­мо­го Пре­зи­ден­та были вы­ра­же­ны тре­во­га и стрем­ле­ние найти выход из со­здав­ше­го­ся по­ло­же­ния.
Так, ко­рот­ко го­во­ря, было до­стиг­ну­то вза­и­мо­при­ем­ле­мое ре­ше­ние, озна­чав­шее по­бе­ду ра­зу­ма, успех дела мира».
1.                  Ука­жи­те де­ся­ти­ле­тие, когда про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, о ко­то­рых идёт речь в до­ку­мен­те. Под каким на­зва­ни­ем вошли в ис­то­рию эти со­бы­тия? На­зо­ви­те фа­ми­лию по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля, яв­ляв­ше­го­ся ру­ко­во­ди­те­лем СССР в пе­ри­од, когда про­ис­хо­ди­ли эти со­бы­тия.
2.                  Какие дей­ствия стран - участ­ниц со­бы­тий, на­зван­ные в до­ку­мен­те, по­ста­ви­ли мир перед «угро­зой тер­мо­ядер­ной войны»? Ука­жи­те любые три дей­ствия.
3.                  При­вле­кая ис­то­ри­че­ские зна­ния, ука­жи­те не менее трёх обя­за­тельств, взя­тых на себя стра­на­ми - участ­ни­ца­ми со­бы­тий, ко­то­рые поз­во­ли­ли выйти из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции.

96. Про­чти­те от­ры­вок из ин­фор­ма­ции Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра СССР Н. Тру­би­на.
 «На­ка­ну­не со­бы­тий по Цен­траль­но­му радио и в пе­ча­ти было объ­яв­ле­но о по­вы­ше­нии в стра­не с 1 июня (...) роз­нич­ных цен на мясо-мо­лоч­ные про­дук­ты. Оно сов­па­ло с ме­ро­при­я­ти­я­ми ад­ми­ни­стра­ции элек­тро­во­зо­стро­и­тель­но­го за­во­да имени Будённого по сни­же­нию рас­це­нок за опла­ту труда ра­бо­чих. Всё это по­слу­жи­ло по­во­дом к сти­хий­ной за­ба­стов­ке 1 июня (...) ра­бо­чих за­во­да, ко­то­рая вы­ли­лась в мно­го­чис­лен­ный ми­тинг.
Утром 2 июня мно­го­ты­сяч­ная масса людей, в том числе жен­щи­ны и дети, ко­лон­ной на­пра­ви­лись в город... чтобы вы­ра­зить свои тре­бо­ва­ния и осво­бо­дить со­дер­жа­щих­ся в го­род­ском от­де­ле­нии ми­ли­ции лиц, за­дер­жан­ных на­ка­ну­не в рай­о­не за­во­да. С целью вос­пре­пят­ство­вать дви­же­нию ко­лон­ны по ука­за­нию Пли­е­ва ко­ман­дир тан­ко­вой части ...пол­ков­ник Ми­хе­ев к утру 2 июня скон­цен­три­ро­вал на мосту через реку Туз­лов под­чинённый лич­ный со­став с 9-10 тан­ка­ми и не­сколь­ки­ми бро­не­транс­портёрами. При­быв­шие к мосту люди про­игно­ри­ро­ва­ли тре­бо­ва­ние ко­ман­до­ва­ния части пре­кра­тить ше­ствие и дви­ну­лись даль­ше в город...
Од­но­вре­мен­но у го­р­от­де­лов ми­ли­ции и КГБ также со­бра­лась агрес­сив­но на­стро­ен­ная толпа. Она от­тес­ни­ла охра­няв­ших зда­ния во­ен­но­слу­жа­щих 505-го полка внут­рен­них войск и пред­при­ня­ла ак­тив­ную по­пыт­ку во­рвать­ся в отдел ми­ли­ции через вы­би­тые окна и двери с целью осво­бо­дить за­дер­жан­ных граж­дан. Из толпы раз­да­ва­лись при­зы­вы за­хва­тить ору­жие. Од­но­му из по­гром­щи­ков уда­лось вы­рвать из рук ря­до­во­го Реп­ки­на ав­то­мат, и из за­хва­чен­но­го ору­жия он пы­тал­ся от­крыть огонь по во­ен­но­слу­жа­щим. Опе­ре­див его, во­ен­но­слу­жа­щий Ази­зов про­извёл не­сколь­ко вы­стре­лов и убил его. При этом были убиты ещё че­ты­ре лица из числа на­па­дав­ших, дру­гие по­гром­щи­ки по­лу­чи­ли ра­не­ния. Более 30 по­гром­щи­ков, во­рвав­ших­ся в ко­ри­до­ры и во двор го­р­от­де­ла ми­ли­ции, были за­дер­жа­ны и во­дво­ре­ны в изо­ля­тор. Сол­да­та­ми и офи­це­ра­ми внут­рен­них войск были из­гна­ны по­гром­щи­ки из зда­ния Гос­бан­ка, куда они су­ме­ли про­ник­нуть на не­про­дол­жи­тель­ное время».
1.                  На­зо­ви­те место, где со­сто­я­лись опи­сан­ные в тек­сте со­бы­тия. Ука­жи­те год, когда про­изо­шли опи­сан­ные со­бы­тия. Ука­жи­те фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР в пе­ри­од, когда со­сто­я­лись опи­сан­ные со­бы­тия.
2.                  Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те три при­чи­ны опи­сан­ных в тек­сте мас­со­вых вы­ступ­ле­ний.
3.                  Ука­жи­те не менее трёх при­чин кри­зи­са сель­ско­го хо­зяй­ства, по­след­стви­ем ко­то­ро­го стала си­ту­а­ция, опи­сан­ная в пер­вом пред­ло­же­нии от­рыв­ка.


Материалы скопированы с сайта https://hist-ege.sdamgia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий