ЕГЭ по истории. Подборка документов
ВОВ
65. Из воспоминаний историка Е. В. Гутновой.
«Из шипящего
репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей
площадью... Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые
мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных
пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев
отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, левыразимая
радость заливала меня... слёзы радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а
главным образом в том, что... выжила, не истощилась в страшной многомесячной
битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых
полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность
победы... бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и
генералов... В этот момент счастья странным образом забылись поражения
первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».
1.
Укажите названия
войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и
год, к которому относится данное воспоминание.
2.
На основе текста
и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной
битве.
3.
Как автор определяет
в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.
81. «В
воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули
140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов
свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты
объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей
силы...
Гитлеровские войска были буквально потоплены
в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе,
и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.
Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако
противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны
Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа
бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским
высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...
20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная
артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»
1.
О какой военной
операции вспоминает маршал? В каком году она осуществлялась?
2.
Используя текст
и знания по курсу истории, назовите не менее двух особенностей этой
операции. Кто их советских военачальников отличился в этом сражении?
3.
Какое значение
для общего хода войны имела описываемая операция? Укажите её военные
и политические результаты.
82. «Наступление
началось 5 июля манёвром, давно известным русским по многочисленным
предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер...
хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным
охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова
в свои руки.
С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта...
и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий,
недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные
стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности
танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков
«тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям
ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной
мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не
имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые
точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться
своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моделя были остановлены.
Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования
русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское
контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот
же день пал Белгород...
В результате провала наступления ……………. мы потерпели
решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким
большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время
были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили
использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных
дней. Инициатива полностью перешла к противнику».
1.
Опираясь на
текст и собственные знания из курса истории, объясните, почему события
описанной многодневной битвы историки называют «завершением коренного
перелома» в ходе войны. Укажите не менее двух причин.
2.
О каких событиях
периода Великой Отечественной войны идёт речь в мемуарах Гейнца Гудериана?
В каком году они происходили?
3.
Как называлась
операция германского командования, о которой говорится в мемуарах?
Назовите не менее двух задач, которые ставили перед своими войсками
германское командование в ходе данной операции?
83. «Перебрав
все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий
план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника,
второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести
противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку
на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что
фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический
план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала
Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в
районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил
сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских
войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены,
менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное
— их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы
на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем,
что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести
дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала
и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали
охватывающее положение...»
1.
Как называлась
битва, о которой идёт речь в данном отрывке? Как назывался план боевой
операции?
2.
Используя знания
по истории, укажите, каково историческое значение победы в этой
битве? Укажите не менее двух положений.
3.
Какие факторы
обеспечили успех советского контрнаступления? Назовите не менее
трёх факторов.
84. «Трехмесячная
борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к
таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы
города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их
наступление.
На последнем этапе осады линия фронта проходила
в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени
немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать.
Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.
Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся
противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились
в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить
подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским
огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и
обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города.
В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым
испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло
предела, но они выстояли».
1.
Укажите название
города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая
ситуация?
2.
На основе текста
и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми
столкнулись защитники города.
3.
Приведите не
менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.
85. «Зимняя
кампания ... гг., продолжавшаяся почти пять месяцев, имела огромное
значение для дальнейшего хода Великой Отечественной и всей Второй мировой
войны. Именно в это время война вступила в новый период своего развития
— период …………………. По существу, зимняя кампания составила первую и
самую сложную фазу этого периода, много-кратно ускорила развитие кризисных
тенденций в лагере врага, положила начало массовому изгнанию захватчиков
с оккупированной ими советской земли.
Важно
и то, что зимой впервые были нанесены крупные поражения не только собственно
немецким войскам, но и армиям основных союзников Германии —
……………………………………. Наконец, в ходе этой зимней кампании советским вооружённым
силам удалось свести к нулю все результаты, достигнутые войсками вермахта
в летних операциях .......... г. Линия фронта отодвинулась за пределы
тех исходных рубежей, с которых противник начал своё летнее наступление.
Одновременно наши войска освободили важные районы, утраченные в
1941г.
По
своему стратегическому содержанию зимняя кампания ............г г.
была исключительно сложной и напряжённой. Она изобиловала множеством
критических ситуаций, была связана с принятием рискованных решений
и применением самых разнообразных форм и способов борьбы. В ходе её
были проведены взаимосвязанные стратегические и фронтовые контрнаступательные,
наступательные и оборонительные операции, осуществлялись крупные
перегруппировки войск, сил и средств».
1.
Укажите годы военной
кампании, описанной в работе. С войсками каких государств воевали
в ней бойцы Красной Армии?
2.
Какая важнейшая
битва Великой Отечественной войны описана в данном отрывке? Используя
знания по истории, укажите, кто из советских военачальников в ней
отличился? Укажите не менее трёх имён)
3.
Опираясь на документ
и свои знания по истории, укажите, начало какого периода в истории
Великой Отечественной войны ознаменовала собой данная военная кампания.
Каковы были общие результаты боевых действий на советско-германском
фронте в этот период времени? (Укажите не менее трёх результатов).
86. Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах
«Звезда» и «Ленинград».
«В
журнале «Звезда» за последнее время… появилось много безыдейных, идеологически
вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление
литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого
чужды советской литературе… Известно, что Зощенко давно специализировался
на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди
гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то,
чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.
…Плохо
ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои
страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых
и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды»,
редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд
произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко
всему иностранному».
1.
Укажите хронологические
рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию
руководителя СССР в этот период.
2.
Какие обвинения
были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям?
Назовите не менее трех положений (обвинений).
3.
На основе текста
и знаний по истории назовите не менее двух причин принятия данного
постановления.
Материалы скопированы с сайта https://hist-ege.sdamgia.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий