Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 11 мая 2020 г.


ЕГЭ по истории. Подборка документов
ВОВ
65. Из вос­по­ми­на­ний ис­то­ри­ка Е. В. Гут­но­вой.
 «Из ши­пя­ще­го ре­про­дук­то­ра раз­дал­ся зыч­ный голос Ле­ви­та­на и шумно разнёсся над при­тих­шей пло­ща­дью... Впер­вые за про­шед­шие пол­го­да пе­ре­чис­лял го­ро­да, ко­то­рые мы не оста­ви­ли, а взяли об­рат­но... Ле­ви­тан на­зы­вал цифры за­хва­чен­ных плен­ных, во­ен­ных тро­фе­ев, со­об­щал число ки­ло­мет­ров, на ко­то­рое нем­цев ото­гна­ли от [сто­ли­цы]. Я слу­ша­ла и не ве­ри­ла ушам. Сча­стье, ле­вы­ра­зи­мая ра­дость за­ли­ва­ла меня... слёзы ра­до­сти текли из глаз...
Сча­стье было не про­сто в успе­хах нашей армии, а глав­ным об­ра­зом в том, что... вы­жи­ла, не ис­то­щи­лась в страш­ной мно­го­ме­сяч­ной битве с вра­гом, нашла силы при трид­ца­ти­гра­дус­ном мо­ро­зе в от­кры­тых полях... раз­гро­мить... В этом была пер­вая близ­кая, роб­кая на­деж­да на воз­мож­ность по­бе­ды... бес­ко­неч­ная гор­дость за наших сол­дат, мо­ло­дых офи­це­ров и ге­не­ра­лов... В этот мо­мент сча­стья стран­ным об­ра­зом за­бы­лись по­ра­же­ния пер­вых ме­ся­цев... Так целый месяц мы жили в ат­мо­сфе­ре ве­ли­ко­го празд­ни­ка».
1.                  Ука­жи­те на­зва­ния войны и битвы, о ко­то­рых го­во­рит­ся в до­ку­мен­те. На­зо­ви­те месяц и год, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся дан­ное вос­по­ми­на­ние.
2.                  На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии ука­жи­те не менее трёх при­чин по­бе­ды в ука­зан­ной битве.
3.                  Как автор опре­де­ля­ет в вос­по­ми­на­ни­ях зна­че­ние этой по­бе­ды? При­ве­ди­те не менее трёх по­ло­же­ний.

81. «В воз­дух взмет­ну­лись ты­ся­чи раз­но­цвет­ных ракет. По этому сиг­на­лу вспых­ну­ли 140 про­жек­то­ров, рас­по­ло­жен­ных через каж­дые 200 мет­ров. Более 100 мил­ли­ар­дов све­чей осве­ща­ли поле боя, ослеп­ляя про­тив­ни­ка и вы­хва­ты­вая из тем­но­ты объ­ек­ты атаки для наших тан­ков и пе­хо­ты. Это была кар­ти­на огром­ной впе­чат­ля­ю­щей силы...
Гит­ле­ров­ские вой­ска были бук­валь­но по­топ­ле­ны в сплош­ном море огня и ме­тал­ла. Сплош­ная стена пыли и дыма ви­се­ла в воз­ду­хе, и ме­ста­ми даже мощ­ные лучи зе­нит­ных про­жек­то­ров не могли её про­бить.
Наша авиа­ция шла над полем боя вол­на­ми... Од­на­ко про­тив­ник, придя в себя, начал ока­зы­вать про­ти­во­дей­ствие со сто­ро­ны Зе­е­лов­ских высот своей ар­тил­ле­ри­ей, миномётами... по­яви­лась груп­па бом­бар­ди­ров­щи­ков... И чем ближе под­хо­ди­ли наши вой­ска к Зе­е­лов­ским вы­со­там, тем силь­нее на­рас­та­ло со­про­тив­ле­ние врага...
20 ап­ре­ля, на пятый день опе­ра­ции, даль­но­бой­ная ар­тил­ле­рия от­кры­ла огонь... На­чал­ся ис­то­ри­че­ский штурм...»
1.                  О какой во­ен­ной опе­ра­ции вспо­ми­на­ет мар­шал? В каком году она осу­ществ­ля­лась?
2.                  Ис­поль­зуя текст и зна­ния по курсу ис­то­рии, на­зо­ви­те не менее двух осо­бен­но­стей этой опе­ра­ции. Кто их со­вет­ских во­е­на­чаль­ни­ков от­ли­чил­ся в этом сра­же­нии?
3.                  Какое зна­че­ние для об­ще­го хода войны имела опи­сы­ва­е­мая опе­ра­ция? Ука­жи­те её во­ен­ные и по­ли­ти­че­ские ре­зуль­та­ты.

82. «На­ступ­ле­ние на­ча­лось 5 июля манёвром, давно из­вест­ным рус­ским по мно­го­чис­лен­ным преды­ду­щим опе­ра­ци­ям, а по­то­му за­ра­нее ими раз­га­дан­ным. Гит­лер... хотел уни­что­жить вы­дви­ну­тые впе­ред в виде дуги по­зи­ции рус­ских двой­ным охва­том... и за­хва­тить тем самым ини­ци­а­ти­ву на Во­сточ­ном фрон­те снова в свои руки.
С 10 по 15 июля я по­се­тил оба на­сту­па­ю­щих фрон­та... и уяс­нил себе на месте в бе­се­дах с ко­ман­ди­ра­ми-тан­ки­ста­ми ход со­бы­тий, не­до­стат­ки наших так­ти­че­ских при­е­мов в на­сту­па­тель­ном бою и от­ри­ца­тель­ные сто­ро­ны нашей тех­ни­ки. Мои опа­се­ния о не­до­ста­точ­ной под­го­тов­лен­но­сти тан­ков «пан­те­ра» к бо­е­вым дей­стви­ям на фрон­те под­твер­ди­лись. 90 тан­ков «тигр» фирмы Порше... также по­ка­за­ли, что они не со­от­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям ближ­не­го боя; эти танки, как ока­за­лось, не были снаб­же­ны в до­ста­точ­ной мере даже бо­е­при­па­са­ми. По­ло­же­ние обостря­лось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не уда­лось ни уни­что­жить, ни по­да­вить пе­хот­ные ог­не­вые точки и пулемётные гнез­да про­тив­ни­ка, чтобы дать воз­мож­ность про­дви­гать­ся своей пе­хо­те... Про­дви­нув­шись около 10 км, вой­ска Мо­де­ля были оста­нов­ле­ны. Прав­да, на юге успех был боль­ше, но он был не­до­ста­то­чен для бло­ки­ро­ва­ния рус­ской дуги или для по­ни­же­ния со­про­тив­ле­ния. 15 июля на­ча­лось рус­ское контр­на­ступ­ле­ние на Орёл... 4 ав­гу­ста город при­ш­лось оста­вить. В этот же день пал Бел­го­род...
В ре­зуль­та­те про­ва­ла на­ступ­ле­ния ……………. мы по­тер­пе­ли ре­ши­тель­ное по­ра­же­ние. Бро­не­тан­ко­вые вой­ска, по­пол­нен­ные с таким боль­шим тру­дом, из-за боль­ших по­терь в людях и тех­ни­ке на дол­гое время были вы­ве­де­ны из строя... Само собой ра­зу­ме­ет­ся, рус­ские по­спе­ши­ли ис­поль­зо­вать свой успех. И уже боль­ше на Во­сточ­ном фрон­те не было спо­кой­ных дней. Ини­ци­а­ти­ва пол­но­стью пе­ре­ш­ла к про­тив­ни­ку».
1.                  Опи­ра­ясь на текст и соб­ствен­ные зна­ния из курса ис­то­рии, объ­яс­ни­те, по­че­му со­бы­тия опи­сан­ной мно­го­днев­ной битвы ис­то­ри­ки на­зы­ва­ют «за­вер­ше­ни­ем ко­рен­но­го пе­ре­ло­ма» в ходе войны. Ука­жи­те не менее двух при­чин.
2.                  О каких со­бы­ти­ях пе­ри­о­да Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны идёт речь в ме­му­а­рах Гейн­ца Гу­де­ри­а­на? В каком году они про­ис­хо­ди­ли?
3.                  Как на­зы­ва­лась опе­ра­ция гер­ман­ско­го ко­ман­до­ва­ния, о ко­то­рой го­во­рит­ся в ме­му­а­рах? На­зо­ви­те не менее двух задач, ко­то­рые ста­ви­ли перед сво­и­ми вой­ска­ми гер­ман­ское ко­ман­до­ва­ние в ходе дан­ной опе­ра­ции?
83. «Пе­ре­брав все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты, мы ре­ши­ли пред­ло­жить И.В. Ста­ли­ну сле­ду­ю­щий план дей­ствий: пер­вое — ак­тив­ной обо­ро­ной про­дол­жать из­ма­ты­вать про­тив­ни­ка, вто­рое — при­сту­пить к под­го­тов­ке контр­на­ступ­ле­ни­я­ми, чтобы на­не­сти про­тив­ни­ку... такой удар, ко­то­рый резко из­ме­нил стра­те­ги­че­скую об­ста­нов­ку на юге в нашу поль­зу...
При оцен­ке про­тив­ни­ка мы ис­хо­ди­ли из того, что фа­шист­ская Гер­ма­ния уже не в со­сто­я­нии вы­пол­нить свой стра­те­ги­че­ский план 1942 года. Тех сил и средств, ко­то­ры­ми к осени 1942 года рас­по­ла­га­ла Гер­ма­ния, не хва­тит для за­вер­ше­ния задач ни на Се­вер­ном Кав­ка­зе, ни в рай­о­не Дона и Волги...
Ге­не­раль­ный штаб на ос­но­ве дан­ных фрон­тов изу­чил силь­ные и сла­бые сто­ро­ны не­мец­ких, вен­гер­ских, ита­льян­ских и ру­мын­ских войск. Вой­ска са­тел­ли­тов по срав­не­нию с не­мец­ки­ми были хуже во­ору­же­ны, менее опыт­ны, не­до­ста­точ­но бое­спо­соб­ны даже в обо­ро­не. И самое глав­ное — их сол­да­ты да и мно­гие офи­це­ры не хо­те­ли уми­рать за чужие ин­те­ре­сы на да­ле­ких полях Рос­сии...
По­ло­же­ние про­тив­ни­ка усу­губ­ля­лось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в опе­ра­тив­ном ре­зер­ве, не более шести ди­ви­зий, да и те были раз­бро­са­ны на ши­ро­ком фрон­те... Нам бла­го­при­ят­ство­ва­ла и опе­ра­тив­ная кон­фи­гу­ра­ция всего фрон­та про­тив­ни­ка: наши вой­ска за­ни­ма­ли охва­ты­ва­ю­щее по­ло­же­ние...»
1.                  Как на­зы­ва­лась битва, о ко­то­рой идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Как на­зы­вал­ся план бо­е­вой опе­ра­ции?
2.                  Ис­поль­зуя зна­ния по ис­то­рии, ука­жи­те, ка­ко­во ис­то­ри­че­ское зна­че­ние по­бе­ды в этой битве? Ука­жи­те не менее двух по­ло­же­ний.
3.                  Какие фак­то­ры обес­пе­чи­ли успех со­вет­ско­го контр­на­ступ­ле­ния? На­зо­ви­те не менее трёх фак­то­ров.

84. «Трех­ме­сяч­ная борь­ба за овла­де­ние го­ро­дом в так­ти­че­ском плане для нем­цев све­лась к та­ран­ным ло­бо­вым уда­рам... Чем глуб­же немцы втя­ги­ва­лись в жилые рай­о­ны го­ро­да с их мно­го­чис­лен­ны­ми до­ма­ми, тем мед­лен­нее раз­ви­ва­лось их на­ступ­ле­ние.
На по­след­нем этапе осады линия фрон­та про­хо­ди­ла в не­сколь­ких сот­нях мет­ров от за­пад­но­го бе­ре­га Волги, но к этому вре­ме­ни не­мец­кий на­тиск в ре­зуль­та­те ис­клю­чи­тель­но тяжёлых по­терь стал осла­бе­вать. Каж­дый шаг впе­ред об­хо­дил­ся им всё до­ро­же и при­но­сил всё мень­ше ре­зуль­та­тов.
Слож­ные усло­вия улич­ных боев с упор­но обо­ро­ня­ю­щим­ся про­тив­ни­ком более бла­го­при­ят­ство­ва­ли рус­ским, хотя они также на­хо­ди­лись в труд­ном по­ло­же­нии. В сло­жив­шей­ся об­ста­нов­ке им при­хо­ди­лось пе­ре­во­зить под­креп­ле­ния и бо­е­при­па­сы на па­ро­мах и баржах через Волгу под ар­тил­ле­рий­ским огнем. Это огра­ни­чи­ва­ло раз­ме­ры сил, ко­то­рые рус­ские могли дер­жать и обес­пе­чи­вать снаб­же­ни­ем на за­пад­ном бе­ре­гу реки для обо­ро­ны го­ро­да. В силу этого за­щит­ни­ки го­ро­да не­од­но­крат­но под­вер­га­лись тя­же­лым ис­пы­та­ни­ям... На­пря­же­ние сил ге­ро­и­че­ских за­щит­ни­ков до­стиг­ло пре­де­ла, но они вы­сто­я­ли».
1.                  Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, о ко­то­ром го­во­рит­ся в ста­тье. К ка­ко­му году от­но­сит­ся опи­сы­ва­е­мая си­ту­а­ция?
2.                  На ос­но­ве тек­ста и зна­ний из курса ис­то­рии на­зо­ви­те не менее трёх про­блем, с ко­то­ры­ми столк­ну­лись за­щит­ни­ки го­ро­да.
3.                  При­ве­ди­те не менее трёх при­чин, по ко­то­рым за­щит­ни­ки го­ро­да, всё же су­ме­ли вы­сто­ять.

85. «Зим­няя кам­па­ния ... гг., про­дол­жав­ша­я­ся почти пять ме­ся­цев, имела огром­ное зна­че­ние для даль­ней­ше­го хода Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной и всей Вто­рой ми­ро­вой войны. Имен­но в это время война всту­пи­ла в новый пе­ри­од сво­е­го раз­ви­тия — пе­ри­од …………………. По су­ще­ству, зим­няя кам­па­ния со­ста­ви­ла первую и самую слож­ную фазу этого пе­ри­о­да, много-крат­но уско­ри­ла раз­ви­тие кри­зис­ных тен­ден­ций в ла­ге­ре врага, по­ло­жи­ла на­ча­ло мас­со­во­му из­гна­нию за­хват­чи­ков с ок­ку­пи­ро­ван­ной ими со­вет­ской земли.
Важно и то, что зимой впер­вые были на­не­се­ны круп­ные по­ра­же­ния не толь­ко соб­ствен­но не­мец­ким вой­скам, но и ар­ми­ям ос­нов­ных со­юз­ни­ков Гер­ма­нии — ……………………………………. На­ко­нец, в ходе этой зим­ней кам­па­нии со­вет­ским во­оружённым силам уда­лось све­сти к нулю все ре­зуль­та­ты, до­стиг­ну­тые вой­ска­ми вер­мах­та в лет­них опе­ра­ци­ях .......... г. Линия фрон­та ото­дви­ну­лась за пре­де­лы тех ис­ход­ных ру­бе­жей, с ко­то­рых про­тив­ник начал своё лет­нее на­ступ­ле­ние. Од­но­вре­мен­но наши вой­ска осво­бо­ди­ли важ­ные рай­о­ны, утра­чен­ные в 1941г.
По сво­е­му стра­те­ги­че­ско­му со­дер­жа­нию зим­няя кам­па­ния ............г г. была ис­клю­чи­тель­но слож­ной и на­пряжённой. Она изоби­ло­ва­ла мно­же­ством кри­ти­че­ских си­ту­а­ций, была свя­за­на с при­ня­ти­ем рис­ко­ван­ных ре­ше­ний и при­ме­не­ни­ем самых раз­но­об­раз­ных форм и спо­со­бов борь­бы. В ходе её были про­ве­де­ны вза­и­мо­свя­зан­ные стра­те­ги­че­ские и фрон­то­вые контр­на­сту­па­тель­ные, на­сту­па­тель­ные и обо­ро­ни­тель­ные опе­ра­ции, осу­ществ­ля­лись круп­ные пе­ре­груп­пи­ров­ки войск, сил и средств».
1.                  Ука­жи­те годы во­ен­ной кам­па­нии, опи­сан­ной в ра­бо­те. С вой­ска­ми каких го­су­дарств во­е­ва­ли в ней бойцы Крас­ной Армии?
2.                  Какая важ­ней­шая битва Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны опи­са­на в дан­ном от­рыв­ке? Ис­поль­зуя зна­ния по ис­то­рии, ука­жи­те, кто из со­вет­ских во­е­на­чаль­ни­ков в ней от­ли­чил­ся? Ука­жи­те не менее трёх имён)
3.                  Опи­ра­ясь на до­ку­мент и свои зна­ния по ис­то­рии, ука­жи­те, на­ча­ло ка­ко­го пе­ри­о­да в ис­то­рии Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны озна­ме­но­ва­ла собой дан­ная во­ен­ная кам­па­ния. Ка­ко­вы были общие ре­зуль­та­ты бо­е­вых дей­ствий на со­вет­ско-гер­ман­ском фрон­те в этот пе­ри­од вре­ме­ни? (Ука­жи­те не менее трёх ре­зуль­та­тов).
86. Из По­ста­нов­ле­ния ЦК ВКП(б) о жур­на­лах «Звез­да» и «Ле­нин­град».
«В жур­на­ле «Звез­да» за по­след­нее время… по­яви­лось много безы­дей­ных, идео­ло­ги­че­ски вред­ных про­из­ве­де­ний. Гру­бой ошиб­кой «Звез­ды» яв­ля­ет­ся предо­став­ле­ние ли­те­ра­тур­ной три­бу­ны пи­са­те­лю Зо­щен­ко, про­из­ве­де­ния ко­то­ро­го чужды со­вет­ской ли­те­ра­ту­ре… Из­вест­но, что Зо­щен­ко давно спе­ци­а­ли­зи­ро­вал­ся на пи­са­нии пу­стых, бес­со­дер­жа­тель­ных и пош­лых вещей, на про­по­ве­ди гни­лой безы­дей­но­сти, пош­ло­сти и апо­ли­тич­но­сти, рас­счи­тан­ных на то, чтобы дез­ори­ен­ти­ро­вать нашу мо­ло­дежь и отра­вить ее со­зна­ние.
…Плохо ве­дет­ся жур­нал «Ле­нин­град», ко­то­рый по­сто­ян­но предо­став­лял свои стра­ни­цы для пош­лых и кле­вет­ни­че­ских вы­ступ­ле­ний Зо­щен­ко, для пу­стых и апо­ли­ти­че­ских сти­хо­тво­ре­ний Ах­ма­то­вой. Как и ре­дак­ция «Звез­ды», ре­дак­ция «Ле­нин­гра­да» до­пу­сти­ла круп­ные ошиб­ки, опуб­ли­ко­вав ряд про­из­ве­де­ний, про­ник­ну­тых духом низ­ко­по­клон­ства по от­но­ше­нию ко всему ино­стран­но­му».
1.                  Ука­жи­те хро­но­ло­ги­че­ские рамки, на­зва­ние пе­ри­о­да, когда было при­ня­то по­ста­нов­ле­ние, фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР в этот пе­ри­од.
2.                  Какие об­ви­не­ния были вы­дви­ну­ты в по­ста­нов­ле­нии ре­дак­ци­ям жур­на­лов и пи­са­те­лям? На­зо­ви­те не менее трех по­ло­же­ний (об­ви­не­ний).
3.                  На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии на­зо­ви­те не менее двух при­чин при­ня­тия дан­но­го по­ста­нов­ле­ния.


Материалы скопированы с сайта https://hist-ege.sdamgia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий