ЕГЭ по истории. Подборка документов
Сталин
61. Из воспоминаний
участника строительства Сталинградского тракторного завода С. 3.
Гйнзбурга:
«Рассказывая
о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и
пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую
строительную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная,
комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала
всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек.
<...>
Страна
была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей
в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции,
социализму все силы и саму жизнь.
...Сейчас
уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские
работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелисьлишь
краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства.
Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты
цехов выполнялись артелями грабарей. <...> И вся их „техника"
состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной
совковой лопаты. <...>
С
развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей
партийная организация строительства считала борьбу за высокие
темпы. Лозунгом дня стало: ,Догнать и перегнать американские темпы в
строительстве". Вот тут и началось социалистическое соревнование.
На
стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными
организаторами ударных бригад. <...>
Широко
развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы
труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение
непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые
рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды
чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые
даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением „завета
отцов"».
1.
Как называется
экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником
которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?
2.
Какие черты, специфические
особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите
не менее трёх черт, особенностей.
3.
На основе текста
и знаний по истории приведите не менее трёх причин недовольства части
рабочих своим положением.
70. «ЦК констатирует, что за последние
годы на основе значительных успехов социалистического строительства
достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы
и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в
литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов,
особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы
были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых
пролетарских организаций в области литературы и ...искусства в
целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели
уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись
новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих
пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП,
РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах
художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность
превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации
советских писателей и художников вокруг задач социалистического
строительства в средство культивирования кружковой замкнутости,
отрыва от политических задач современности и от значительных групп
писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.
Отсюда необходимость соответствующей
перестройки литературно-художественных организаций и расширения
базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию
пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей,
поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать
в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей
с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение
по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов,
художников, архитекторов и т. п. организаций)...»
1.
Что было
целью данного постановления? В каком десятилетии оно было принято?
Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
2.
Какие
причины преобразований названы в данном постановлении Политбюро
ЦК ВКП(б)? Укажите две причины.
3.
О
каких тенденциях политической жизни СССР свидетельствует данный документ?
Привлекая исторические знания, укажите не менее трех тенденций в
культурной жизни страны.
78.
Из материалов съезда ВКП (б)
«Исходя
из этого, съезд поручает ЦК руководствоваться в области экономической
политики следующими директивами:
а) во главу угла поставить задачу всемерного
обеспечения победы социалистических хозяйственных форм над частным
капиталом, укрепление монополии вешней торговли, рост социалистической
госпромышленности и вовлечение под ее руководством и при помощи кооперации
все большей массы крестьянах хозяйств в русло социалистического строительства;
б) обеспечить за СССР экономическую самостоятельность,
оберегающую СССР от превращения его в придаток капиталистического
мирового хозяйства, для чего держать курс на индустриализацию страны,
развитие производства средств производства и образование резервов
для экономического маневрирования;
в) основываясь на решениях XIV партконференции,
всемерно способствовать росту производства и товарооборота в стране;
г) использовать все ресурсы, соблюдать строжайшую
экономию в расходовании государственных средств, увеличивать скорость
оборота госпромышленности, торговли и кооперации для повышения темпа
социалистического накопления;
д) развертывать нашу социалистическую промышленность
на основе повышенного технического уровня, однако, в строгом соответствии,
как с емкостью рынка, так и с финансовыми возможностями государства;
е) всемерно содействовать развитию советской
местной промышленности (район, округ, губерния, область, республика),
всячески стимулируя местную инициативу в деле организации этой
промышленности, рассчитанной на удовлетворение разнообразнейших
потребностей населения вообще, крестьянства в особенности;
<...>»
1.
Материалы какого
съезда ВКП (б) представлены в этом отрывке? В каком году состоялся
этот съезд?
2.
Какой курс экономического
развития страны был сформулирован и провозглашен на съезде? Используя
текст источника, определите, какие цели экономического и социально-политического
развития должен был обеспечить данный курс?
3.
Используя знания
по истории и текст источника, определите, какие экономические условия
проведения данного курса были сформулированы на съезде? Как в реальности
руководство страны проводило этот курс? Какие изменения в жизни крестьян
произошли под влиянием проведения этого курса?
79.
Из материалов съезда ВКП (б)
«Чем
объяснить такой сравнительно медленный темп развития сельского хозяйства
в сравнении с темпом развития нашей национализированной промышленности?
Объясняется это как чрезмерной отсталостью
нашей сельскохозяйственной техники и слишком низким уровнем культурного
состояния деревни, так и, особенно тем, что наше распылённое сельскохозяйственное
производство не имеет тех преимуществ, которыми обладает наша крупная
объединённая национализированная промышленность. Сельскохозяйственное
производство прежде всего не национализировано и не объединено,
а распылено и разбросано по кусочкам. Оно не ведётся в плановом порядке
и подчинено пока что в огромной своей части стихии мелкого производства.
Оно не объединено и не укрупнено по линии коллективизации, ввиду чего
представляет еще удобное поле для эксплуатации со стороны кулацких
элементов. Эти обстоятельства лишают распылённое сельское хозяйство
тех колоссальных преимуществ крупного, объединённого и в плановом порядке
ведомого производства, какими обладает наша национализированная
промышленность. Где выход для сельского хозяйства? Может быть, в замедлении
темпа развития нашей промышленности вообще, нашей национализированной
промышленности в частности? Ни в коем случае! Это было бы реакционнейшей,
антипролетарской утопией. Национализированная промышленность
должна и будет развиваться ускоренным темпом. В этом гарантия нашего
продвижения к социализму. В этом гарантия того, что будет, наконец,
индустриализировано само сельское хозяйство. Где же выход? Выход в
переходе мелких и распылённых крестьянских хозяйств в крупные и объединённые
хозяйства на основе общественной обработки земли, в переходе на
коллективную обработку земли на базе новой, высшей техники. Выход в
том, чтобы мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства постепенно, но
неуклонно, не в порядке нажима, а в порядке показа и убеждения, объединять
в крупные хозяйства на основе общественной, товарищеской, коллективной
обработки земли, с применением сельскохозяйственных машин и тракторов,
с применением научных приёмов интенсификации земледелия. Других
выходов нет. <...> Мы имеем, далее, известный рост кулачества в деревне.
Это - минус в балансе нашего хозяйства. Всё ли делается для того,
чтобы ограничить и изолировать экономически кулачество? Я думаю,
что не всё. Не правы те товарищи, которые думают, что можно и нужно покончить
с кулаком в порядке административных мер, через ГПУ: сказал, приложил
печать и точка. Это средство - лёгкое, но далеко не действительное. Кулака
надо взять мерами экономического порядка и на основе советской законности.
А советская законность не есть пустая фраза. Это не исключает, конечно,
применения некоторых необходимых административных мер против кулака.
Но административные меры не должны заменять мероприятий экономического
порядка. Нужно обратить серьёзное внимание на извращения партийной
линии в области борьбы с кулачеством в практике наших кооперативных
органов, особенно по линии сельскохозяйственного кредита…»
1.
Материалы какого
съезда ВКП (б) представлены в этом отрывке? В каком году состоялся
этот съезд?
2.
Какой курс экономического
развития страны был сформулирован и провозглашен на съезде? Используя
текст источника, определите, как руководство страны характеризует
уровень развития сельского хозяйства и пути его дальнейшего развития.
3.
Используя материалы
источника и знания по истории, определите, какие условия проведения
данного курса были сформулированы на съезде? Как в реальности руководство
страны проводило этот курс? Какие изменения в жизни крестьян про-изошли
под влиянием проведения этого курса?
80.
Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано
1930г.).
«...Борьба
с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала
— мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот
одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы
мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи
все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и
мистические краски... в которых изображены бес-численные уродства
нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении
революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране...
И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных»,
«Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции
как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской
семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской
войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого
рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими
героями, получает — несмотря на свои усилия стать бесстрастно над
красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, получив его, как
всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»
1.
Назовите имя и
фамилию писателя - автора письма, а также 2-3 его произведения, в
которых содержалась сатира на общество 1920-1930-х гг.
2.
Ответьте на основании
источника и вашего знания истории, как сложилась творческая судьба
этого писателя, и объясните, почему она сложилась таким образом.
3.
Объясните, почему
писатель, говоря о некоторых своих произведениях, проводит параллель
с романом «Война и мир»
Комментариев нет:
Отправить комментарий