Тематический КИМ по разделу "Человек и общество"
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ
ВАРИАНТ 1
При выполнении заданий с выбором
ответа (А1—А20)
обведите кружком номер правильного
ответа в экзаменационной работе.
А1. Какой из признаков
характеризует общество как систему?
А2. Укажите философскую
категорию, обозначающую возможность личности мыслить и
поступать в
соответствии
со своими представлениями и
желаниями.
A3. Старшеклассники подготовили и провели вечер встречи выпускников военной поры в
школе. На него были приглашены ветераны Великой Отечественной
войны. Данный факт является примером деятельности
А4. Верны ли следующие суждения?
А. В традиционном обществе наука является основным
фактором производства.
Б. Для традиционного общества
характерен низкий уровень социальной мобильности.
А5. Что отличает искусство от других форм культуры?
А6. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Целью образования является
прогнозирование последствий изменения мира, выявление опасных для общества тенденций.
Б. Основные пути получения
образования — обучение и самообразование.
А7. Фирма построила на участке земли, находящемся в
собственности, мясокомбинат. Его продукция пользуется широким спросом у
населения области. К основному капиталу как к производственному ресурсу фирмы
относится(-ятея)
А8.Бюджетная
политика включает в себя определение соотношения между доходами и расходами
государства. Какой термин не относится к ней?
А9. В стране Н. цены на товары широкого потребления
выросли на 50%, при этом качество осталось прежним. Увеличился
минимальный размер заработной платы работников. О каком экономическом явлении идет речь?
А10. Верны ли следующие
суждения?
А. Государство в условиях плановой экономики является равноправным участником хозяйственных отношений наравне с частными предпринимателями.
Б. Основой рыночной экономики является натуральное хозяйство.
А11. Какая социальная группа
выделена по демографическому признаку?
А12. Гражданин Н. коллекционирует ножи. Он
приобрел на аукционе новый нож за 10 миллионов рублей. О каком типе поведения идет речь?
A13. Верны ли следующие
суждения о семье?
А. По
структуре различают семьи нуклеарные и расширенные.
Б. Формами
моногамного брака является полигиния и полиандрия.
А14. Что
является признаком любого государства?
А15. В государстве Н. верховная власть принадлежит единоличному
главе государства и передается по наследству. Он обладает правом издавать
законы, следить за их соблюдением, распоряжаться казной и является высшей
судебной инстанцией. Какая форма правления существует в государстве H.?
А16.Какое суждение является верным?
А. В правовом государстве только президент освобождается от
обязанности подчиняться закону.
Б. В правовом государстве законодательная власть
принадлежит назначаемому президентом правительству.
А17. Право
как совокупность норм, в отличие от морали,
А18. Под защитой норм международного гуманитарного
права не находятся
А19. Отец и мать новорожденной
не состоят в зарегистрированном браке. Для регистрации
ребенка в орган ЗАГСа обратился отец. Имеет ли он право
самостоятельно зарегистрировать дочь на свое имя?
А20.Верны ли следующие
суждения?
А. Потребление наркотических средств без назначения врача является
преступлением.
Б. Уголовное наказание за совершение преступления назначается судом или
компетентным должностным лицом, например прокурором или судебным приставом.
Часть
2
При выполнении заданий с кратким ответом
(В1—В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.
В1. Учащиеся лицея организовали День самоуправления.
Они исполняли обязанности завуча, директора, вели уроки в младших классах.
Сравните два вида деятельности — учебу и игру. Выберите и запишите в таблицу
сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.
Черты сходства
|
Черты отличия
|
||
В2.
Установите соответствие между названиями форм мыслительной деятельности и их
определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из
второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
ФОРМЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
A) это такой
способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести
третье
|
|
Б) открывает существенный признак вещи или явления
|
|
B) связь между понятиями, в которой что-либо утверждается
или отрицается
|
Запишите в таблицу выбранные
цифры
А
|
Б
|
В
|
ВЗ. Прочитайте
приведенный текст; каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Каждый современный школьник изучает большое
количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, на наш взгляд, является полезным,
так как расширяет его кругозор, знакомит с основами наук, помогает правильно
выбрать будущую профессию, готовит к взрослой самостоятельной жизни. (В) Однако
дальнейшее увеличение нагрузки на ученика может отрицательно сказаться на его здоровье.
Определите, какие положения
текста 1) отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры,
обозначающие характер соответствующих положений.
А
|
Б
|
В
|
Прочитайте текст.
Проанализируйте данные гистограммы и выполните задания В4 и В5.
Социологической службой страны
Н. проведен опрос индивидуальных предпринимателей. Был задан вопрос: «Какая из
перечисленных проблем Вам больше всего мешает заниматься бизнесом?» Результаты
опроса (в % от числа респондентов) представлены в визе гистограммы
В4.
Найдите в
приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и
запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Большая
часть опрошенных предпринимателей главным препятствием своей деятельности
считают суровые климатические условия
2) Почти
каждый третий предприниматель считает, что «бизнес - прежде всего» мешает
низкий уровень покупательской способности населения.
В5. Результаты опроса, отраженные в гистограмме, были
опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов
непосредственно можно сделать из полученной в ходе опроса информации? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Правительству данной страны
необходимо вести активную социальную политику, поддерживать малообеспеченные
слои населения.
Часть 3
Для ответов на задания этой
часты (С1—С6) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните
задания С1-С6.
Образование — это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга. Это процесс воспитания, самовоспитания, влияния, то есть формирования человека. При этом главным является не объем знаний, а их соединение с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как формальная сторона, то есть духовная деятельность человека, его способность к усвоению ценностей, так и материальная, включающая в себя само содержание образования.
Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в конце XVIII века, особенно под влиянием Гете и Песталоцци. Образование означало тогда общий духовный процесс формирования человека. С этого времени данное
понятие приобрело более широкое значение. Обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (музыкальном, техническом, научном). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова
только в том случае, если они связаны общим
образованием.
Цели образования, точно так же
как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от
характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной
среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное,
политическое, религиозное).
Образование является способом
зашиты общества от сил, обезличивающих человека, разрушающих нравственные и
правовые ценности. Понимание этого вопроса вызывает повышенный интерес к нему
отдельных лиц, государства и всего общества в целом.
Е. Губский,
Г. Кораблева, В. Лутченко. Философский энциклопедический словарь
С1.Выделите
основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план
текста).
С2.Какие три
смысла, по мнению автора, вкладываются сегодня в понятие образования?
С3.Назовите
две стороны, которые включает в себя процесс образования. Приведите по 3 примера, иллюстрирующих каждую из них.
С4.От чего,
по мнению автора, зависят цели и уровень образования? Найдите и выпишите из
источника предложение, отвечающее на этот вопрос.
С5.В чем
состоит защитная роль образования как социального института? Приведите не менее
трех аргументов.
С6.Согласны
ли вы с мыслью о том, что образованный человек не может быть безнравственным? С
опорой на жизненный опыт и знания обществоведческого курса приведите два аргумента
(обоснования) своего мнения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий