С5 - СРАВНЕНИЕ ДВУХ ОДНОРОДНЫХ ФАКТОВ
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ И ОТВЕТА
Сравните промышленное производство в России
(типы
предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) с начала XIX в. до реформ
1860-1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до окончания промышленного
переворота.
Укажите, что было общим (приведите не менее
трех общих характеристик), а что – различным
(укажите не менее трех различий).
Алгоритм выполнения C5
1. Внимательно прочитать задание.
2. Переструктурировать текст задания в опорную схему:
2.1. Вычленить объект сравнительной
характеристики и его компоненты.
2.2.При необходимости перевести их
параметры в единую знаковую систему (хронологические рамки, словесные
характеристики, символы-маркеры).
2.3.Найти логическое или
историческое основание и объединить два однородных объекта в единый процесс или
явление.
2.4.Проанализировать событие,
разделяющее два компонента сравнительной характеристики, с точки зрения его
влияния на них (реформа, война, смена правителя и т.п.).
2.5. Указать, сколько общих
характеристик требуется выявить в процессе сравнения.
2.6. Указать, сколько различий
требуется выявить в процессе сравнения.
2.7. Выделить или сформулировать
самостоятельно линии (вопросы для) сравнения.
3. Вспомнить, что вам известно по
каждому из вопросов сравнительной характеристики, заполнить сравнительную
таблицу по направлениям: «Общее» и «Различия».
4. Познакомиться с критериями
оценивания заданий с развернутым ответом. Сравнить эталон ответа со своим
вариантом по следующим линиям:
4.1. Общие черты двух однородных объектов. Смысл вашего варианта ответа должен
строго соответствовать заданию, т.е. относится к указанному в нем объекту
характеристики в целом.
4.2. Различия. Проверьте, действительно ли ваши
примеры относятся к каждой из двух половинок объекта (парные признаки) или
характеризуют одну из них (непарные признаки).
4.3. Формулировки «общих
признаков». Они должны быть максимально точными и обобщенными, лаконичными в
передаче сути сходства.
Не требуется
объяснять причины и последствия этих признаков, называть имена и даты,
оценивать анализируемые явления и т.п.
4.4. Формулировки «различий». Они,
наоборот, должны в контексте вопроса акцентировать особенное, отличающее один
объект сравнительной характеристики от другого (начало внедрения паровых машин - завершение
технического перевооружения).
Анализ
содержания
вариативных заданий С5
подвел нас
к выводу, что объектами сравнительной характеристики обычно являются
промышленное производство или состояние сельского хозяйства в разные периоды
времени, направления государственной политики в социальной, культурной,
национальной и других сферах, формы земельного владения, политические
программы, исторические личности, военные события и т.п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий